Ирина Мирошниченко (miroshnichenko) wrote,
Ирина Мирошниченко
miroshnichenko

Крупным планом


                      Спектакль «Мастер и Маргарита» в МХТ им. Чехова



hoakin_dealaue
В театре нужно говорить так, чтобы слышали на галёрке, а в кино преобладает крупный план. Наверное, когда-нибудь в театре, благодаря какой-нибудь голографической технологии и специальному шлему, можно будет видеть крупные планы актёров. Правда, тогда со сцены актёрам будут видны тысячи безликих водолазов


Уже сейчас в театрах применяются технологии показа лица актера крупным планом. Скажем, режиссер Константин Богомолов в МХТ активно использует этот прием. Во время спектакля ведется видеосъемка, задействовано сразу несколько камер и на огромный экран проецируется крупный план артиста. При этом артист по ходу спектакля может находится в любой точке сцены, порой даже за стеной декорации.

Например, в спектакле «Год когда я не родился», сцена в спальне, которую играют Олег Табаков и Наталья Тенякова крупным планам выведена на экран, в то время как сами актеры находятся за декорацией, и их может видеть только часть зала, и то издалека. В основном все зрители смотрят на экран и на авансцену, где одновременно разворачивается основное действие.

Кино уже давно входит в жизнь театрального действа. Кроме «Года, когда я не родился» крупный план актера можно увидеть в нашем театре, например, на спектаклях «Мастер и Маргарита», "Конек-Горбунок", «Зойкина квартира», «Идеальный муж».


Спектакль «Мастер и Маргарита» в МХТ им. Чехова


Другие театры тоже активно пользуются этим приемом. Недавно я смотрела в Театре Наций спектакль «Фрекен Жюли» режиссера Томаса Остермайера. И там в центре сцены висит огромный экран, на который постоянно выводится изображение различных предметов и крупные планы актеров. Главную героиню - Чулпан Хаматову, частенько показывали на этом экране, а она, стоя в самой глубине сцены, работала на камеру как в кино – подлинно и точно.





Когда я после спектакля пошла за кулисы поздравить Евгения Миронова и Чулпан Хаматову, я рассказала Чулпан о своей давней мечте, которая была у меня в юности.

Я тогда только закончила Школу-студию МХАТ и играла в массовке спектакля «Дон Кихот ведет бой». Там в глубине сцены, в полумраке стояли жены моряков, уходящих в плавание на Северный полюс. Они прощались со своими мужьями, и махали им вслед кто - платком, кто - шарфом. Нас было порядка десяти актрис, мы стояли за тюлем, в темноте, свет подавался контражуром, то есть наших лиц никому в зале не было видно. И вот однажды я подумала: а что, если это был бы не спектакль, а фильм, и передо мной стояла бы камера, снимающая мой крупный план? Как бы тогда я сыграла сцену прощания с мужем, которого могу никогда уже больше не увидеть? И вот я выхожу с этой задачей на сцену, зажигается свет, и я начинаю играть в полную силу, как если бы меня видел каждый сидящий в зале. Играю, как мне кажется, достоверно, искренне, при этом сдержанно, не форсируя, но у меня уже градом льются слезы! И вдруг я краем глаза замечаю, что мои коллеги – девчонки из массовки на меня как-то странно поглядывают. Потом за кулисами они меня спрашивают: «Что с тобой, у тебя что-то случилось?» Я говорю: «Ничего».«А-а», - с  улыбочками переглядывались они.

В ответ на мой рассказ Чулпан расхохоталась: да, сегодня – это уже реалии современного театра. А тогда, в своей юности, я могла только мечтать и представлять себе как бы это выглядело, если бы актрису, стоящую в глубине сцены, снимали крупными планом.

Кино уже давно и уверенно вошло в пространство театра. Экран, театральность, видеоинсталляции, подлинность -  все переплетается. Новые технологии, конечно, усложняют работу артиста, но усиливают эффект присутствия зрителя в действии. Это новый современный театр.


Ваша Ирина Мирошниченко
Tags: МХТ им. Чехова, Театр Наций, как это делается
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments