Ирина Мирошниченко (miroshnichenko) wrote,
Ирина Мирошниченко
miroshnichenko

Моя Натали Пушкина


Н.Н. Пушкина. А. Брюллов. Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель. Всероссийский музей Пушкина



В посте «Последние дни» Даша Зацепина задала как она сама выразилась «банальный», а на самом деле очень интересный вопрос. По крайней мере, я надеюсь, ответ на него не будет банальным.

gladiolus_93
Ирина Петровна, я наверное сейчас задам вопрос банальный, но все же интересно, так как не встречала ответа на этот вопрос в Ваших интервью. Скажите, вот спектакль, о котором Вы написали данную тему, поставлен по Булгакову в 1974 году, когда Вы успешна и востребована. Я когда-то читала это произведение и насколько помню там у Наталии Гончаровой просто супер трагическая роль, муж умирает и Михаил Булгаков показывает это очень ярко, что когда читаешь, то чувствуешь страдания этой женщины. Трудно ли Вам было вжиться в эту роль, прочувствовать эмоции Наталии Пушкиной?


Как-то, будучи с театром на гастролях в Ленинграде, часть нашей труппы, включая меня, пошла на набережную реки Мойки, в квартиру-музей А.С. Пушкина. Ту самую квартиру, в которой разворачивается действие пьесы Булгакова «Последние дни».

А надо сказать, что спекталь «Последние дни» во МХАТе уже шел, и в нем играли прекрасные артисты. Например, царя играл легендарный Павел Массальский, c которым я имела счастье впоследствии сама играть. Виктор Яковлевич Станицын решил ввести несколько новых артистов  - меня на роль Натали, нового Дантеса и Светлану Крючкову.

И как раз в то время, когда я готовилась к выпуску этого спектакля, я попала в квартиру, где провел свои последние дни А.С. Пушкин. Как вы сами понимаете, я ходила по ней с особым волнением и интересом, не торопясь рассматривала все, что там есть.

Вот кабинет Пушкина, вот дверь в него. По пьесе я стою под этой самой дверью, а кабинете лежит и умирает мой муж. Меня туда не пускают. Это соответствовало действительности - известно, что Пушкин сам просил не пускать Натали к нему. Он не хотел, чтобы она его видела в таком состоянии. И Натали под этой дверью за два дня практически сходит с ума.

И вот я стою у этой двери. Старинная притолока, рядом – кресло… И я начинаю себе представлять как я могла бы это сыграть. Но сосредоточиться не удается – вокруг полно людей - и мои коллеги, и сотрудники музея, идет экскурсия, нам что-то рассказывают.

Тогда я тихо подхожу к милой женщине – руководителю музея и объясняю ситуацию:

-       Через несколько дней у меня премьера. Я играю Наталью Пушкину. Я очень волнуюсь. Мне бы хотелось побыть немножко в этом кабинете одной. Можно это сделать, когда все уйдут?

Он внимательно посмотрела на меня и сказала:

- Конечно. Скоро музей закрывается, я дам вам время. Я вас подожду столько, сколько надо, когда будете готовы уйти – скажете.

И вот, наконец, музей закрылся, и я осталась в этой абсолютно подлинной “декорации” одна. Потихонечку про себя начаю играть свой монолог. Ровно через несколько минут у меня начинают литься слезы, я трогаю эту дверь, это кресло, сажусь на этот деревянный потрескавшийся пол и начинаю чувствовать себя в этом доме. Как мне кажется я начинаю понимать как надо играть этот монолог и даже пытаюсь его тихонечко шептать, стараясь не потревожить эти стены, эти шторы, духов, живущих в этом музее. Милая женщина – “хозяйка” музея, находясь неподалеку, наверное, все это слышала, Думаю, она понимала какой бесценный подарок она сделала для меня и моей новой роли.



Рабочий кабинет А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 12


А вскоре была премьера.



Я в роли Натали Пушкиной


Я получила разную прессу на эту роль. Где-то меня поругивали за то, что я слишком трепетно, оправдательно играю свою героиню, что это не соответствует тем представлениям о Натали, которые нам известны со школьных лет. Нам ведь всегда говорили, что она неправильно себя повела, отчасти была виновницей трагедии, - может быть, не знаю. Но я, готовясь к этой роли, перечитала огромное количество материала о ней и поняла одно: быть женой великого человека – очень трудная миссия, особенно если он признан таковым уже при жизни.

Пушкин являл собою редчайшую индивидуальность, он был в центре всех событий, он будоражил умы, был объектом сплетен, молвы, интереса к себе. Его талант был виден всем окружающим, буквально осязаем ими.  Он все делал не так, как было принято в свете. Он жил по другому: ярко, восторженно, поэтично, а порой - едко и резко. Близкому человеку было очень трудно рядом с ним. Этой девочке приходилось выдерживать все его страсти, его ревность, его выходки, его резкости, его восторженность... Правы были мои критики – я  действительно пыталась понять ее и как-то оправдывать во всех ее шагах. Пьеса позволяла это делать.



Картина Н. Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу» (1936)


Роль Натали Пушкиной – одна из моих любимейших. Это были незабываемые минуты. Жаль, что они нигде не запечатлены.

Хотя сейчас вспоминаю – какие-то съемки шли и на премьере во МХАТе, и в Александринке. Конечно, эти архивы где-то должны сохраниться. Хотя бы в виде новостных сюжетов, в небольших фрагментах, в хрониках. Если вдруг что-то найдется, я буду безмерна рада (Павел Саков, опять вся надежда на вас!)

Еще одна интересная деталь. Сам Пушкин, как я уже говорила, за всю пьесу на сцене появляется только однажды. Его, смертельно раненого, проносят на руках из одной кулисы в другую. Все. Так вот эта роль стала звездным часом для нашего мхатовского артиста Николая Цорна. Этот актер небольшого роста всегда был на маленьких ролях. А в этом спектакле сыграл самого Александра Сергеевича Пушкина!

Вот такие у нас были «Последние дни».


Ваша Ирина Мирошниченко




 
Tags: МХТ им. Чехова, коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments