Ирина Мирошниченко (miroshnichenko) wrote,
Ирина Мирошниченко
miroshnichenko

Елена Образцова



Позавчера из Лейпцига пришла ошеломляющая весть. Не стало великой, неподражаемой, непревзойденной Елены Образцовой. Актрисы на все времена, на все народы, на все страны. Совсем недавно прошел ее юбилей в Большом театре, она была в потрясающей форме. Творческой, внутренней, женской.

Так получилось, что я с ней познакомилась еще в юности, где-то году в 64-м.




Она тогда заканчивала консерваторию, а я была студенткой Школы-студии МХАТ. На Ленинских горах открывался Дом пионеров, по этому поводу был концерт, и меня от нашего вуза направили для участия в нем. Я была ведущей этого вечера, жутко нервничала. Перед началом концерта мне дали список выступающих, и я решила обойти все гримерные, чтобы уточнить как именно объявлять исполнителей и произведения, которые они поют. Захожу в одну из гримерок, смотрю – молодая длиннющая девушка, чуть-чуть сутулится, стоит перед зеркалом, делает себе начес и громко, ничего не стесняясь, с серьезным выражением лица распевается: А-А-А-А, О-О-О-О. На голове – бабетта, на веках – голубые тени, на ней самой – строгое черное узкое платье, которое висит на ней как на вешалке, потому что она была невероятно худой. Я робко к ней подошла, спрашиваю:

-       Простите, вы - Елена Образцова?
-       Да, я - Елена Образцова.
-       Я хотела уточнить что вы будете петь.
-       «Балладу о матери».

И тут же, не обращая на меня никакого внимания, она продолжила свою распевку и свою укладку. Я оставила ее в облаке брызг от лака «Прелесть», которым она завершила свою прическу, и побежала дальше по другим гримеркам.

Начался концерт. Елена Образцова вышла и запела… Прошло столько лет, а я и сейчас, закрыв глаза, слышу этот голос, это звучание, эту глубину – «И только мать не спит, только мать не спит…». Как она это пела, это было потрясающе! Я тогда поняла, что перед нами стоит большая певица, достойная лучших оперных сцен мира.

Прошло полгода. Праздничный вечер в ВТО на площади Пушкина. Узнаю, что в концертной программе будет принимать участие Елена Образцова. Она только что вернулась из Италии и о ней говорили уже как о звезде театра Ла Скала. И вот выходит ОНА. Ни бабетты, ни голубых теней, ни скромного учительского платья. Это была уже настоящая звезда европейской оперы, от которой веяло каким-то итальянским лоском. Она исполнила арию Кармен «У любви как у пташки крылья» на французском языке, и ей устроили немыслимую овацию! А меня почему-то охватило чувство необычайной гордости за то, что она - наша, русская.



Потом я все время следила за ее карьерой. То она впервые вышла на сцену босиком в роли Кармен, то она спела с Лучано Паворотти, то с Пласидо Доминго, то в США пришлось остановить спектакль, потому что восторженные зрители вызывали ее на сцену пять раз, то в Испании она была признана лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Тоненькая, эффектная, молодая, озорная, с фантастическими данными, она завоевала весь мир – без оружия и политики. Своим талантом и своим искусством, везде прославляла нашу страну, русскую оперную школу.



В роли Кармен


Ей Богом были даны многие таланты. Она ведь не только пела, но и играла на драматической сцене, преподавала. Однажды, находясь за границей, я случайно увидела по телевизору ее мастер-класс, который она вела для студентов разных стран мира. Она говорила на нескольких языках – где-то сама, где-то через переводчика. И было видно по ней сколько ей хотелось передать другим людям  - свое мастерство, свое отношение к жизни, к искусству.



В спектакле Романа Виктюка «Реквием по Радамесу» в Театре Сатиры


Потом мы с ней пересекались неоднократно. Однажды в аэропорту захожу в зал для делегаций, смотрю - в уголке сидит Леночка. Ненакрашенная, с головы до ног укутанная в огромный пуховый платок, с термосом, вся такая домашняя. Оказывается, она летела на гастроли, вся больная. Что делать, это наши актерские будни.





Я намеренно решила написать этот пост прощания с Леной сегодня, а не 15-го, после ее похорон. Сейчас она еще здесь, с нами, я ее еще вижу. Мы все говорим о ней друг с другом – по телефону, при встрече, в театре. Мы еще не осознаем ее потерю.

В такие моменты особенно остро ощущаешь, что жизнь наша очень короткая. Просто мимолетная! Так горько говорить слово «прощай». И так хочется заменить его на слово «спасибо». За те краткие минуты общения, и за те бесконечно долгие и восторженные минуты наслаждения от ее искусства, которое она дарила людям.


Ваша Ирина Мирошниченко
Tags: коллеги, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →